Ответ на вопрос, может ли клинический психолог своими методами обнаружить психологические «маркеры» конкретных нозологических единиц (шизофрении, МДП, болезни Альцгеймера и т.п.). Чаще всего речь идет о специфическихрасстройств когнитивной сферы, характерных исключительно для данной нозологической группы. В психиатрии еще со времен Крепелина существует миф, что при шизофрении обязательно должны быть «нарушения мышления» (причем понимаемые ими очень своеобразно). Не буду этот миф сейчас развенчивать, однако определенным ее формам (видам) это присуще на самом деле (параноидной, «простой» и т.п.). Этот вопрос становится очень важным в том случае, если клинические проявления минимальны и клинико-психопатологический анализ не позволяет определиться.
Действительно, в школах покойного Ю.Ф.Полякова и А.Р. Лурии нашли один из таких маркеров, называемые ими по разному, но по своим психологическим механизмам одинаковые. Это т.н. «актуализация латентных признаков предметов и понятий» «расширение семантических границ значений слов». В школе Б.Г.Херсонского выявили другой маркер, т.н. «межсигнальную диссоциацию», понимаемую как рассогласование между правым и левым полушариями, аналоговым и дискретным принципами работы мозга, суксцессивными и симультанными процессами, образной и вербально–логической системами. Маркер «расширение семантических границ значений слов» выявляется проведением проб на «определение понятий» (активный и пассивный варианты) и «сравнение понятий». Оба эти метода получили научное обоснование, стандартизованы и описаны в школе А.Р. Лурия и описаны в его работе «Мозг и сознание».
Межсигнальная диссоциация» исследовалась Б.Г. Херсонским, и после его смерти можно перечислить единичные публикации, посвященные стандартизации, унификации метода «Пиктограммы» в его модификации и с его способами обработки. Это действительно два «работающих», научно обоснованных метода, выявляющие маркеры шизофрении. Но даже они не стандартизованы, т.е. российские клинические психологи применяют разные ключевые слова, читают разные инструкции, обрабатывают и описывают «кто, как может», большинство и не знают ничего о предикторах! Надежные, схватывающие психологические маркеры шизофренического процесса есть, мало того они описаны и стандартизованы, проверены в многолетней практике, но у психологов этих методов на самом деле нет. У каждого свой индивидуальный чемоданчик, куда «понапихано» черт знает что.
Нет журналов, которые ставили бы эту проблему на обсуждение, предлагали научно обоснованный стандарт обязательных процедур при обследовании стандартизированными и унифицированными методами. Ключевые слова, инструкции, способы интерпретации и описания должны быть согласованы. Если не могут гос. структуры и научные организации решить за 50 лет этот вопрос, давайте сами договариваться. Я, например, собрал наиболее используемые и научно обоснованные методы отечественной и мировой клинической психологии, расположил их по блокам (когнитивный, эмоционально-личностный, нейропсихологический блоки) в виде АЛГОРИТМА обследования.
По результатам психологического обследования выставляется «психологический диагноз», представленный 16 симптомокомплексами:
- органический
- резидуально-органический
- локально-органический
- церебрастенический
- шизофренический
- шизотипический
- невротический (функциональный)
- психогенно — дезорганиционный (диссоциативный)
- патохарактерологический
- геронтологический
- аффективный
- дизонтогенетический
- олигофренический
- аддиктивный
- парафильный
- эпилептический
«Симптомокомплексы» основные патопсихологические паттерны, выявляемые психологическим обследованием и соответственным образом описываемые. Понятно, что они привязаны к нозологическим психиатрическим единицам.
Если хотя бы 50-60 профессионалов начали эту работу, то можно было бы достаточно быстро решить все организационные вопросы, т.к. все эти методы есть, научно обоснованы и «работают».
Также у профессионалов есть свои соображения по поводу описания психологических заключений. Могу вкратце изложить свои соображения. П.З. и П.О. должно состоять из нескольких (облигатных и добавочных) блоков. Вот эти блоки:
Феноменологический, клинико-психологический, патопсихологический (исследование основных психических процессов), нейропсихологический, проективный, психометрический и блок личностных опросников. Соотношение этих блоков будет меняться в зависимости от цели обследования. Например, при проведении СПЭК приоритет будет отдаваться клинико-психологическому, феноменологическому и проективным методам. Облигатным же для всех видов будет стандартизированное патопсихологическое обследование.
Здравствуйте!А кто автор статей?