Религия с точки зрения психологии
Хочу изложить здесь свои личные рассуждения по вопросу психология религии. Как известно, до возникновения монотеистических религий(единобожия) повсеместно существовали различные языческие культы. И связаны они в первую очередь с поклонением тому, что человек воспринимал либо как угрожающее (природные стихии), либо как спасительное, дарующее (дожди для поливки, тёплое солнце и т.д.). Но в любом случае поклонялись тому, перед чем человек ощущал беспомощность, тому, чего человек не мог объяснить, познать, изучить. И эти силы воспринимались либо как исключительно "хорошие", либо как исключительно "плохие". Т.е., можно сказать, что в сознании человека действовал механизм расщепления (примитивный защитный механизм, свойственный, в основном, психотикам и пограничным личностям), а также магическое мышление, характерное для той же категории.
И все неприятности, которые происходили с человеком, можно было списать на эти внешние силы, от которых всецело зависел человек, как беспомощный младенец от своей матери.
С возникновением монотеизма БОГ представляется как интегрированный образ отца, одновременно наказывающий за прегрешения и поощряющий добродетель, дарующий свободу выбора (древо познания добра и зла с пресловутыми яблоками), но одновременно предупреждающий, что познав, ощутив в себе добро и зло, люди будут мучится, страдать и т.д. Но Адам и Ева были незрелы и любопытны, они захотели знать то, что знает отец, и на это основании сделали свой выбор.
Становление психологии религии
Когда люди нагрешились вдоволь и уже не знали, как быть дальше (степень саморазрушения достигла верхнего предела), появляются фигуры (Будды, Христа и Магомета). Христос предстаёт как метафора высшей степени зрелости, состояние свободного выбора своего пути. Прогрессивное человечество уже тогда понимает, что БОГ есть ЛЮБОВЬ, и к себе, и к ближнему.
И действительно, когда человек научается любить себя (адекватная самооценка, собственная позиция в жизни и т.д.), то он начинает любить людей.
В психоанализе это называется способностью к объектной любви. И действительно, если человек функционирует на уровне ранних фаз психосексуального развития, то он не способен к объектной любви, т.к. его либидо обращено на себя (Я-либидо). И только успешно преодолев все стадии психосексуального развития, человек становится способным к объектной любви (достигает фазы зрелой генетальности), обретает, если хотите, БОГА внутри себя. Поэтому среди психологически зрелых людей практически нет религиозных фанатиков. Такому человеку не нужен внешний БОГ, т.к. этот БОГ находится внутри него.
И, наоборот, бессмысленно ждать и требовать от маленького ребёнка зрелой любви и уважения к себе, т.к. он просто не в состоянии дать этого (даже если этот ребёнок уже в возрасте 40 лет). Человек в своём развитии должен поэтапно к этому прийти, так, как к этому шло всё человечество, что можно проследить на примере развития религиозных воззрений.
Т. е., незрелому человеку нужно, чтобы кто-то извне останавливал его от опрометчивых поступков, наказывал за прегрешения, жалел, когда плохо, оценивал его действия, нёс ответственность за его жизнь, здоровье и т.д. И довольно часто этой внешней поддерживающей фигурой, объектом является БОГ. Если такой человек попадает к психоаналитику, то его религиозные порывы значительно ослабевают, потому что он заменяет фигуру БОГА на фигуру аналитика (живого человека), который на начальных этапах терапии также осуществляет эту поддерживающую функцию. А по мере того, как человек продвигается вперёд в своём развитии и становится более уверен в себе, он научается сам руководить и управлять собой и своей жизнью и, как следствие, меньше нуждаться во внешней опоре и поддержке. Т.е,, можно сказать, что обретая самого себя, человек обретает БОГА.