В основном, когда говорят о психоанализе, на ум приходит имя Фрейда и его теория влечений (драйвов), но в настоящее время в психоанализе концепция объектных отношений занимает чуть ли не главенствующееположение. Без понимания объектных отношений невозможно объяснить развитие пограничной и психотической патологии.
Именно на основе теории объектных отношений в практике психоанализа родились экспрессивная и поддерживающая модели техники (с целью лечения пограничных и психотических пациентов).
В теории эдипов комплекс по Фрейду понятие "объект" было представлено с самого начала. Он рассматривал объект как средство удовлетворения влечений, а объектные отношения в связи с проявлением влечений. Но Фрейд не пытался описать процесс их развития независимо от влечений.
Кроме того, в работах Фрейда главное место отводится Эдипову комплексу как узловому в развитии психопатологии, и он сам признавал, что природа до эдиповых объектных отношений была для него не очень понятной.
Мелани Кляйн занималась как раз именно этим, и она постулировала, что объектные отношения "врожденны", т.е. психика как бы уже с самого рождения имеет зачатки Эго и готовность к объектным отношениям. Она постулировала, что первым таким объектом для ребёнка (отдельным от него самого) является материнская грудь. И его отношения именно с материнской грудью являются определяющими для его дальнейшего психического развития.
Далее (примерно в 3 мес.) ребёнок начинает выделять глаза матери, и именно от этого глазного контакта (от его качества) зависит успешность или не успешность преодаления ребёнком депрессивной позиции (по М. Кляйн) и т.д. Т.е., здесь важно не просто наличие самого объекта, на который направлены влечения, но и качество взаимодействия с этим объектом: насколько мать способна обеспечивать ребёнку холдинг (удерживание), контейнирование (переработка по У.Биону) его деструктивных импульсов и т.д.
Также Д. Винникот ввёл понятие "переходный объект". Переходный объект возникает (и должен возникнуть в норме) у ребёнка в ответ на разлуку с матерью (когда мать отлучается ненадолго от ребёнка). В качестве переходного объекта может служить мягкая игрушка или, например, какое-нибудь одеяло. Одним словом то, что может ребёнку напоминать о матери в её отсутствие. Переходный объект служит необходимым элементом для развития в последующем сублимационной деятельности.