Старение и старость в Аюрведе

Согласно аюрведе жизнь подразделяется на три части: детство, середину или зрелые годы и старость. Детство длится примерно до 16 лет, зрелые годы до 60 лет, а потом наступает  старение и старость. В детстве еще ткани (dhatus) не получили своего законченного развития и характерные черты личности, обусловленные сексуальными гормонами еще не выражены. В это время, как мы уже знаем господствует капха. До достижения 30 — летнего возраста разум не достаточно крепок и ткани еще не до конца развиты. Средние годы характерны силой воли, энергией, плодовитостью, потенциалом, хорошей памятью, выраженной речевой способностью и понятливостью. В это время организм в расцвете сил (как говорил Карлсон, живущий на крыше) и физические и умственные способности на высшем уровне. Это время, когда господствует питта.

Затем наступает период старения, которое длится до 100 и более лет. В последнем периоде жизни организм все больше и больше начинает сдавать и начинают проявляться признаки старости: ткани, органы чувств, сила, энергия, способность к воспроизведению и продолжению рода, память слабеет, речь и понимание становятся затрудненными. Вата доминирует в этой фазе жизни. В каждом возрасте имеются изменения и мы с каждым мгновением стареем. Это так прекрасно видеть как новорожденные становятся детьми, а дети становятся подростками, юношами и девушками. Красота таких превращений всегда очаровывает нас, но когда-то после 40 лет люди начинают огорчаться от того, что старение приходит и лучшее время жизни потихоньку уходит. Некоторые из нас склонны вспоминать свою молодость и недовольны своим настоящим сравнивая его с прошлым, появляется кризис старости. Каждая фаза жизни имеет свою прелесть.

Кто считает, что то время, когда мы были под защитой своих родителей или держались за юбку мамы самым счастливым? Дети настолько чувствительны, беззащитны и зависимы. Безусловно, студенческие годы были интересными, но и в это время приходилось часто подвергаться страху, нести ответственность и неуверенность перед будущим также не давала покоя, не говоря о том, что мало кто из нас имел достаточно денег или жил в комфорте. Часто многие думая о процессе старения человека связывают его с болезнями, инвалидностью, когда теряется красота и появляется зависимость от других. Моя приятельница частенько повторяла что боится одного — быть в старости зависимой и немощной. Но отношение к старости не должно быть таким! Это наша вина, что мы в молодости так легкомысленны к своему здоровью и в старости приходится пожинать плоды нашей кармы.

Интересно, что многие из нас стараются получше себя застраховать чтобы обеспечить себе старость, но не находят времени хотя бы 15 минут для занятия йогой или дыхательной гимнастикой. Фундамент для здоровой старости следует закладывать в молодые годы. Наш организм не забывает ничего и старые болячки ноют, старые травмы доставляют проблемы. Каждый день по 20 сигарет выкуривать, пить без нормы, ночи напролет бдеть, громко говорить, гневаться и прочее сказываются на нас, возможно не сразу, но все регистрируется организмом. Поэтому очень важно на всех уровнях заботиться о своем здоровье чтобы и в старости выглядеть красивыми и здоровыми.

Не нужно бояться старости и смерти, а принять это как должное. В индуисткой мифологии есть легенда, в которой говорится, что Боги однажды прокляли людей и дали им бессмертие. Страдания распространились по всему миру.

Было бы неплохо привыкнуть к мысли о смерти и даже больше — коротко раз в день думать о том, что такой конец придет, но не стараться развить жалость к себе при этом. Люди тесно связаны со своим материальным имуществом и со скорбью думают что когда-то придется оставить все это. Если освободить свои мысли от психологических проблем старения, то и смерть не будет казаться страшной. Другие погружаются в заботы о своих ближних. Не нужно забывать, что у каждого своя карма и не нам решать участь других. У каждого своя судьба. Когда мы "помогаем" другим, то в этой отдаче и приобретении кроется результат прошлого или это уход за деревом нашей кармы, плоды которого мы пожнем в следующей жизни.

Аюрведа считает смерть не как последнее, что нас ожидает. Это только превращение из одного состояния в другое, т.е. не отличается особенно от других форм превращения энергии. Кипящая вода становится паром, пар при охлаждении становится жидкостью, а та в свою очередь может превратиться в лед или вновь в пар. Ничто при этом в действительности не теряется. Также и при смерти или процессе отделения универсальной души (Пуруша) от материального тела (Пракрити). Материальное тело возвращается туда, откуда оно произошло — к пяти элементам. Это и есть причина почему индийцы сжигают тела усопших. То есть тем самым они возвращают тело, у которого нет души великодушно пяти основным элементам чтобы сохранить равновесие в природе. Важной у индивидуума является душа, которая бессмертна и является чистой энергией без какой-либо субстанции. Как вы видите, в аюрведе рассматривают смерть не как внезапное прекращение жизни.

Комментариев к записи: Нет

Оставить комментарий