Агрессия — это энергия, движение, всегда имеющее четкое направление (внутрь себя или вовне).
Агрессия, ревность, алчность — это большие источники первичнойэнергии. Агрессия — это инстинкт самосохранения. Ид. Агрессия и страх имеют одну и ту же природу. Это две стороны одной медали. Детские страхи свидетельствуют о наличии агрессии. По сути, если не вдаваться в частности темперамента, химических показателей, наследственности и прочего, то детская агрессия является врожденным компонентом чувственного развития.
Детский страх это высокий уровень не реализованной агрессии спроецированной на внешний мир. Там где мы взрослые не видим никакой опасности, ребенок может отреагировать страхом. Это и показывает наличие агрессии спроецированной на внешний мир.
Признание физической силы родителей (матери и, в особенности, отца) успокаивает детскую агрессию. Дети как бы вручают свою агрессию в руки сильного родителя способного их защитить от предполагаемой опасности. Находясь в поле зрения сильного родителя они могут быть свободны от необходимости самозащиты и выживания и развиваться изучая окружающую среду. Дети склонны постоянно испытывать силы родителей, чтобы убедиться что они защищены. Если же родитель слаб и не дает ребенку чувства защищенности, то ребенок активирует защитные инстинкты. Его деятельность перестает быть витальной, изучающей окружающую среду, и становится агрессивной (страх = агрессия). Мы часто встречаем ситуации, когда агрессия у детей направлена на родителя (часто на мать). Укус груди при кормлении, шлепки по лицу, и в более позднем (годовалом) возрасте дитя может подползти к матери и укусить (скажем) за ногу. Это все проверки на защищенность. Если мать не сможет угомонить детскую агрессию, то ребенок будет чувствовать себя не защищенным и развивать в себе "защитную" агрессию чтоб справиться со страхами.
Что касается самоагрессии, то она впервые появляется в эдипльном периоде развития, когда дуальные отношения (мать — дитя) переходят в эдипальный треугольнык (мать-дитя- отец). С одной стороны (возьмем развитие мальчика, к примеру) ребенок вкладывает большую душевную энергию в диаду с матерью и отец является не желаемым в этой диаде. Возникает первый внутренний конфликт между первичной агрессивной фантазией предполагающей устранение (умерщвление) объекта (отца) с одной стороны и страх его потерять как единственную защиту. В этом случае агрессия направленная на объект (вне себя) встречает страх потерять его перенаправляется на себя и выражается в чувстве вины (депрессивный статус). Правильное разрешение такого конфликта (как известно) — идентификация с объектом (отцом) и вручение своей агрессии в его руки (я похож на своего отца. А раз он сильный, значит и я сильный) В данном случае чувство защищенности успокаивает агрессию и освобождает чувственный статус ребенка для витального развития (изучение окружающей среды).