Ведущими факторами в возникновении школьной неуспеваемости среди младших школьников являются определенные особенности учебной деятельности, недостатки в формированииотдельных познавательных процессов, эмоциональные расстройства, пробелы в знаниях и отставание в усвоении учебных программ, отношение педагогов и родителей к учебе ребенка и ситуация внутри семьи школьника.
20 % школьников недооценивают свои реальные способности. Эти дети не ожидают от себя многого и удивляются, если время от времени их оценки оказываются высокими (Крайг Г.). Неверие в свои собственные силы, основанное на авторитетном мнении педагога или родителей, оказывает отрицательное влияние на результат успешной деятельности младшего школьника, снижая ее успешность. Этот эффект влияния авторитетного мнения, получивший в психологии название «эффект Розенталя», проявляется в повышении результативности, если убедить ребенка в обратном (Прихожан А., Толстых Н.).
Может воздействовать на снижение успеваемости школьная нагрузка. Отметим, что в США учебная нагрузка детей младшего возраста составляет 12 часов в неделю. В России ученики занимаются 20 часов в неделю.
Третьей по значимости причиной неуспеваемости школьников является профессиональная некомпетентность педагогов, которые «не умеют объяснять», «сразу ставят двойки», «кричат, поэтому сразу забываешь все, что знаешь» и т.д. Количество подобных высказываний оказывается в 2-3 классах.
В качестве ведущих причин снижения успеваемости в этом возрасте многие авторы указывают такие, как:
- Пониженная обучаемость школьника (Калмыкова З.И.): трудности учения школьников может выражаться в том, что он не умеет учиться, даже если этого хочет. Отсутствие умения организовывать усложняющуюся познавательную деятельность снижает ее эффективность, не принося никакого удовлетворения самому ученику.
- недостатки в развитии познавательных процессов (Дубровина И.В.) обычно проявляются:
- В слабой сформированности различных мыслительных операций;
- В преобладании механического типа запоминания над смысловым;
- В низкой концентрации и устойчивости внимания;
- В недостаточном объеме внимания.
Основные психологические причины неуспеваемости школьников:
- Отсутствие необходимых знаний в определенных областях, не полученных на предыдущих этапах.
- Отсутствие полноценного владения некоторыми логико – функциональными отношениями между словами, обозначающие понятия и свойства предметов.
- Ригидность и шаблонность подходов к решению задач, основывающихся на математическом и цифровом материале.
- Несформированность умения выделять существенные признаки понятий.
- Доминирование особенностей мышления, ассоциативность, недостаточно глубокий анализ понятий, подмена одного функционального отношения другим, более распространенным в собственном практическом опыте.
Педагогическая запущенность (Антонова Г.П., Калмыкова З.И.) – это нарушения поведения и школьная недисциплинированность. Причинами являются отклонения в развитии познавательной сферы; недостатки и развитие эмоционально – волевой сферы; нарушения в мотивационно – личностной сфере. В этом вопросе рассматривают такие проблемы, как школьные фобии, аффективное поведение и др. Основными причинами школьной неуспеваемости является психическая неустойчивость, аффективная возбудимость, безволие, низкая стрессоустойчивость; отсутствие адекватных способов реагирования, когнитивный диссонанс, смысловой барьер, низкие нравственные ценности, искажение жизненного смысла, потеря самоидентичности, а также дидактогения
Индивидуально – типологические особенности (Акимова М.К., Гуревич К.М. и др.). В решении некоторых видов учебных задач проявляются природные, генотипические особенности учащихся. Они зависят от силы нервной системы. Слабая сила не способна быстро усваивать материал, к длительному умственному напряжению. У ученика со слабой нервной системой часто появляется усталость. Сильная же, наоборот, активна, справляется с нагрузкой и достигает результатов в учебе. В неуспешной успеваемости могут влиять дискомфортные ситуации. Необходимо опираться на сильные стороны младших школьников. Скорость нервной системы характеризуется двумя понятиями: лабильность и подвижность.
Отсутствие адекватной мотивации учения (Прихожан А.М.). Это происходит потому, что:
- Учителя и родители сами способствуют такому отношению ребенка к учебе, интересуясь результатами обучения только по полученным отметкам и придавая меньшее значение динамике развития своих детей, тому новому, чему они научились в школе;
- Иногда педагоги зачисляют ученика в разряд «бесперспективных», уделяя ему минимум внимания.
- Отношение к образованию со стороны общества резко изменилось. Соприкасаясь со взрослой жизнью и готовясь вступить в нее, школьники остро реагируют на изменение ценностных ориентации в социуме. Со стороны общества должны существовать стимулы, которые бы побуждали ребенка ходить в школу.
Может иметь место общее недоразвитие мотивационной сферы младшего школьника на фоне достаточного для успешного обучения и даже высокого уровня интеллектуальной сферы. Ребенок может учиться хорошо, но не хочет. У него отсутствует интерес к учебной деятельности, он не проявляет познавательной активности, выбирает легкие пути для достижения цели, стремится получить быстрый результат без какого-либо напряжения.
Установить истинную причину неуспеваемости младших школьников бывает сложно, своевременно не осуществленная коррекция трудностей в обучении приводит к возникновению новых проблем, носящих вторичный или даже третичный характер. Вторично возникшие отклонения в психическом развитии школьника и сложившиеся негативные личностные установки, сформировавшиеся под действием постоянных школьных неудач, постепенно начинают играть ведущую роль в дальнейшей неуспеваемости ученика.