Глядя на ссутулившуюся под тяжестью заплечных ранцев спешащую в школу малышню, иногда не избавиться от всплывающей откуда-то из глубин сознания навязчивой картины возведения гигантского сооружения, наподобие египетских пирамид или китайской стены. Именно в таких согбенных позах, кажется, шагали многочисленные рабы, неся на своих астенических плечиках непосильные каменные ноши.А поверх голов, для устрашения, щёлкали кнуты стражей, подгоняя высохшие от рабского труда тела… Не кажется ли нам, родители, что порой, утром контролируя загрузку школьного ранца ребёнком, мы становимся похожи на древних жестоких стражей? И это в наш-то век чрезмерно бережного отношения к детям и почти повсеместной ювенильной юстиции!?
И вот уже американцы бьют в набат. Прославленный доктор медицины, детский ортопед профессор Джошуа Е. Хайман из Нью-Йорка указывает на необратимость катастрофических изменений, связанных с непосильными нагрузками на неокрепшие детские кости! Один из его дельных советов – каждый день перед занятиями ревностно взвешивать… вначале своё чадо, а затем – его ранец. Путём несложных математических исчислений можно установить, сколько «сверхмерных кило» ежедневно «берёт на грудь» (вернее – на спину) ваш малыш: если его ноша со всем содержимым весит более 15% собственного веса,- обязательно «скидывайте килограммы» с детских плеч! Иначе – рискуете через пару лет вместо цветущего румяного малыша обнаружить ссутулившегося нездорового подростка с хроническими болезнями позвоночника, дыхательных путей и близорукостью.
Итак, рассчитаем. К примеру, вес школьника 30 килограммов. Следовательно, 30/100*15= 4,5! Таким образом, установили: тяжесть ранца не должна быть более 4,5 кг. А теперь подсчитайте, насколько «вынослив» именно ваш малыш. А сколько весит его рюкзачок? То-то!
В отличие от зарубежных родителей, могущих позволить себе покупку электронной книги ребёнку, которая вмещает весь курс средней школы плюс библиотеку Конгресса США, а весит намного меньше Букваря, нам приходится «изголяться».
Один из выходов – когда дети, сидящие за одной партой, договариваются загодя, распределяют между собой, какие взять учебники, таким способом снижая «школьную нагрузку» сразу вдвое.
Возможен и иной вариант, но только если в школьной библиотеке скапливается излишнее количество учебников. Тогда на первосентябрьском школьном собрании принимается решение: учебники разделить на две равные части. Одни книги – постоянно находятся дома у учеников, а другие становятся так называемыми «классными дубликатами», их дети получают перед занятиями.
Что касается ранцев и рюкзаков – то их следует носить, равномерно распределяя нагрузку и ни в коем случае не на одном плече. Сумка – вообще противопоказана по тем же причинам неправильного распределения веса. В идеале – ношу желательно «поставить на колёса» и везти по принципу туристического чемодана. Но если откровенно: вы где-нибудь встречали такой школьный атрибут на колёсиках?
И самое важное. Уделяем внимание профилактике сколиоза, а при первых жалобах ребёнка – обязательный медосмотр и консультации у хорошего специалиста! Со сколиозом не шутят! Ведь в запущенных случаях придётся обездвижить ребёнка на период реабилитации на долгие месяцы! И не факт, что это восстановит правильное положение костей!
«Это ничего, что у нас грудь впалая, зато спина колесом» — иногда смеются над собой сутулые люди. Не пожелаешь такого своему ребёнку, правда?