Все начинается тогда, когда женщина становится мамой. Мои наблюдения (я консультирую мамочек в больнице) таковы: родившие женщины одновременно становятся мамами своих деток; идентифицируютсясо своими мамами; чтобы черпать опыт общения опять же со своими детками; сами становятся детьми, чтобы почерпнуть опыт своего детства и наладить отношения со своими детьми; испытывают послеродовую депрессию. В такой ситуации им непросто "просто быть со своими детьми", подстраиваться и угадывать желания своих деток. Уже к трем месяцам малыш улыбается маме, а значит помнит ее. Если она не успевала, не улыбалась, была дистантна, то этот образ уже в малыше, причем навсегда. Дальше все ляжет на эту базу.. В термине "достаточно хорошая мать" степень достаточной хорошести имеет громадный диапазон. У меня есть опыт общения с " хорошими мамами", как это определяет Д Винникот (Дональд Вудс). В этом случае работает связка: мама слышит себя — слышит ребенка.
Насколько поддается корректировке "дистантность" матери, когда она уже с ребенком на руках?
Мама с ребенком находится в состоянии подстройки и какая идентификация станет приоритетной, зависит от силы ее Я, особенностей ее личности. Если ее мама слишком вмешивается то, понятно, что она будет столь же "дистантной" как и ее мать (если та была таковой). Если же кто-то (консультант, ее сильная часть, другие мамы или ее собственный ребенок) покажет ей "маяк", то такая мама движется более в унисон со своим малышом.
С какого периода целесообразно готовить потенциальных мам к "хорошести" в смысле, предлагаемом теорией Винникота мать и дитя.
С рождения надо готовить девочку-девушку-женщину к материнству.
Курс подготовки к родам (обычно на него начинают ходить с 30 недели) может многое прояснить для мамы, как ей взаимодействовать, что важно, как развивается малыш. Многие мамы уже родивших малышей удивляются, что новорожденные имеют желания и хотят что-то еще, кроме еды. Даже имея негативный опыт своего детства, женщина прислушивается к своему малышу, когда узнает, что это важно. Если мы не знаем китайского, это не значит, что мы не можем его выучить.
Насколько важно для младенца "точное попадание" реакции матери в "десятку" его потребностей?
Однозначно, мама вселенная для новорожденного. Когда он на 1-2-3 месяце, мама практически должна бить в десятку. Потом, если малыш хочет есть, молоко не должно быть тут же в его рте, иначе у него не будет возможности отделить себя от мамы. Предполагаю, что приблизительность успевания — это вклад в установление границ и дальнейшего расширения их.
Каковы формы фрустрирования ребенка "достаточно хорошей матерью"?
Мама не успевает и это есть фрустрация. Для новорожденного — это разрушение его мира, для более старшего только ощущение бури с ожиданием, что все кончится хорошо, если так было раньше. Фрустрирование — это "не ответы" мамы на любые проявления ее ребенка. Вот именно эти "не ответы" несвойственны достаточно хорошей маме.