Многие родители заявляют, что у них просто опускаются руки, когда они пытаются заставить, принудить, упросить своих детей питаться овощами и фруктами! Действительно, каким бы, казалось, ни было вкусным яблоко или даже какой-либо экзотический фрукт, ребёнок без сожаления променяет его на банальную конфетную тянучку в яркой упаковке. А что уж там говорить о листьях салата, брокколи и прочей зелени, игнорируемой младой порослью за столом! Но есть реально работающие методы «перевоспитания», способные сотворить чудо с ребёнком за сравнительно небольшой промежуток времени!
1. Вначале следует усвоить один непреложный факт: яркие зрительные образы в детском возрасте могут вызывать значительно более сильные впечатления, чем неоднократно затверженные истины: правило «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» действует на детей в разы сильнее, чем на взрослых! В младшем возрасте давайте ребёнку возможность играть с фруктами и овощами, пусть это случается даже за столом, пусть иногда приводит к «катастрофам» в виде опрокинутого блюда или перепачканной одежды — овчинка стоит выделки! Подключайте своё воображение и разыгрывайте сказочные сценки, главными участниками которых будут фрукты-овощи! Вам в помощь — множество книжек с яркими иллюстрациями и интересными волшебными сюжетами! А съедобные фигурки, вырезанные из полезных натуральных продуктов, в мгновение ока будут употреблены по назначению любопытными малышами!
2. «Привычка – вторая натура», — говорили ещё древние греки. А вырабатывается привычный стиль жизни, стереотип – с пелёнок. Простой пример, как настойчивость матери помогла детям ненавязчиво перейти к здоровому питанию: на протяжении нескольких лет на ужин женщина обязательно, изо дня в день укладывала на тарелки детей листья салата. Правда, они их почти не ели. Но, повзрослев и начав помогать маме в готовке, — они неизменно, по привычке, закупали салат на ужин и обязательно употребляли его, да ещё в таких ударных количествах! Можно сказать, что салат прочно занял в их рационе почётное место. Заметьте: это случилось без всякого принуждения и насилия, от которых наверняка был бы обратный эффект.
3. Возьмите на вооружение хитрости телевизионной рекламы: дети и подростки с удовольствием едят то, что выглядит привлекательно и находится в яркой упаковке. Эстетическое наслаждение от овощей и фруктов, от их вида и запаха можно получить не только за столом, но в большей степени – на продовольственном рынке или в супермаркете, где всё сделано продавцами так, чтобы привлечь внимание покупателя, поэтому чаще берите их с собой, делая еженедельные закупки. Ещё один рекламный ход, действующий на подростков, – фото или видео авторитетных для них людей, их кумиров, рассказывающих что-нибудь положительное о продуктах питания.
Подведём итоги и кратко перечислим ещё несколько важных моментов, на которые следует обратить внимание:
— чтение детям книг с изображениями фруктов, овощей и других продуктов питания;
— привлечение подростков для готовки пищи: «сёрфинг» подростков по рецептурным сайтам или кулинарным книгам с множеством фотографий даёт положительный эффект;
— вовлечение детей в неспешные походы по продовольственным лавкам, магазинам, рынкам: это даёт возможность детям не только знакомиться с новыми продуктами, но и лично выбирать их к столу;
— украшать пищу, делать её не только полезной, но и эстетически привлекательной. Держать полезные продукты в ярких привлекательных упаковках, которые так нравятся подрастающему поколению;
— набраться терпения и помнить: возможно, для того, чтобы ваш ребёнок перешёл на здоровое питание, понадобится больше времени, чем вы рассчитывали, но другого, более быстрого способа в природе не существует.