За моральные нормы, воспитание и те или иные убеждения отвечает инстанция Супер-эго. И, действительно, Супер эго может быть очень жёстким, вплоть до саморазрушительного поведения.Но границы — это несколько другое. Границы личности связаны больше с процессами проекции и интроекции. Чем человек в большей степени отличает внешний мир и внешние объекты от своего внутреннего мира и внутренних объектов, тем более чёткие у него границы. А чем в большей степени человек проецирует на других что-то своё и не может делать различий между внутренним и внешним, значит его личностная целостность нарушена (диффузия идентичности).
И часто бывает такое, что человек имеет очень жёсткое Супер эго и поэтому склонен находится в подчинённой позиции. И, как следствие, им легко управлять. То есть, он интроецирует внутрь себя давление на него других людей. Именно это свидетельствует о его проблемах с границами. И, наоборот, у совершенно здорового человека, Супер-эго не жёсткое, не карающее, у него хорошая самооценка и именно поэтому с границами у него будет всё в порядке. Границы здоровой личности позволяют ему одновременно и быть автономным (чувствовать себя отдельной личностью), и не бояться близости, т.к. слияние с другим человеком или поглощение другим человеком ему не грозят.
У психотиков, например, может быть просто уничтожающее Супер-эго (в галлюцинаторных переживаниях он может слышать голоса, призывающие его убить себя). И это будет скорее дополнением к почти тотальному нарушению границ, т.к. эти внутренние голоса он будет воспринимать как идущие извне. Также, он может совершить убийство от страха, если ему показалось, что тот или иной человек представляет для него угрозу, хотя тот даже и не помышлял об этом. Когда человек выстраивает слишком жёсткие границы, то он боится вторжения в свою личность, боится того, что другой человек завладеет им, боится того, что он может потерять себя, слившись с другим человеком. В таких случаях нет истинной автономии, потому что действительно автономная личность не испытывает вышеперечисленных страхов.