Прежде всего, определимся что такое "медитация", а это перевод английского слова meditation, которое означает "рассуждения" или "размышления", и, как мы понимаем, по сути не отражает того, что медитация есть. Для этого в древнеиндийском санскрите было по крайней мере два слова — "дхьяна" и "дхарана" — "концентрация" и "созерцание", то есть сказать что медитация также есть концентрация — абсолютно правильно. Далее. Истоки медитации лежат в индуизме (Древняя Индия), даосизме (Древний Китай), а позже и буддизме (Юго-Восточная Азия вообще), все утверждения, что мы знаем медитацию и из других источников, как-то Древний Египет, иудаизм, майя и т.д. с археологическо-исторической точки зрения беспочвенны, т.е. свидетельств о медитационной практике в Древней Индии и Китае — воз и маленькая тележка, в то время как в других регионах нет ни одного мало-мальски серьезного источника или артефакта. Другие практики — да, медитация — нет.
Далее. Что есть медитация с точки зрения "здравого" эзотерического смысла. Это перенос внимания вовнутрь и проникновение в свое, так скажем, подсознание, которое тесно переплетено с подсознанием других и подсознанием (или сверхсознанием) того мира, в котором мы существуем. Теперь, когда мы знаем, что медитация — это "изобретение" из Юго-Восточной Азии, мы должны понять а чего они там хотели добиться с помощью медитации. Практически во всех учениях, а это все течения индуизма, включая йогу, тантра, все виды буддизма, даосизм, бон и более мелкие школы, медитация использовалась как средство достижения вечной жизни в настоящей реальности этого мира — его сверхсознании. Те, кто практикуют, должны были оттренировать свой вход в медитацию и нахождение в той реальности так, чтобы когда тело исчезало, то сознание оставалось неразрушенным в той, другой реальности еще очень долго.
Позже многие выяснили…
Что это может быть долгим процессом и по сути продолжаться всю жизнь. Тогда практикующие, в особенности йоги и даосы, разработали техники поддержания здоровья и омоложения, чтобы жить до тех пор, пока они не освоят все необходимые практики. Воззрения были таковы, что если ты не успел объединить свое сознание до того момента, когда тело перестает функционировать, то сознание распадается на много осколков и личность перестает существовать. Если бы практикующие нашли, что могли бы все освоить очень быстро, то они бы и не озадачивались всеми остальными практиками, бросая свое тело сразу как только понимали, что могли бы существовать где-то еще; в конце концов, что такое наша земная жизнь по сравнению с миллионами лет существовения в энергетическом, как это сейчас многие говорят, мире. То есть сутью медитации был поиск выхода в сверхсознание нашего мира и способы удержаться там.
В тоже время, спустя какой-то период экспериментов, во многих даосских школах медитация была объявлена не только не необходимой, но и вредной из-за того, что многие медитирующие устремлялись не на поиск реальности вечного мира, а улетали в другие, также краткоременно существующие реальности, связанные с их воспоминаниями, желаниями, ожиданиями, там самым лишая себя вечной жизни, застревая в этих реальностях и погибая вместе с ними. То есть мы можем использовать медитацию как нам заблагорассудится, это всего лишь духовная технология, мы можем улучшать свое здоровье, находить ответы на вопросы и т.д., но в конце концов, "изобретатели" этой технологии говорили, что выбор есть только один, либо ты сконцентрирован на своих личных желаниях и успехах в этом мире и, таким образом, закрываешь себе путь в высшие миры, либо ты сконцентрирован на вечной жизни, а для этого основные усилия должны быть положены на нахождении света в темноте. Та медитация, где мы долго ничего не видим, всматриваясь в темноту, и есть медитация, в которой рано или поздно возникает свет высшего мира, или если вам не нравится слово "высшего", то другого, реально существующего мира, где сознание имеет шанс сохраниться неограниченно долгое время.
Именно на это направлены основная техника буддизма "випассана" — медитация безмолвия, индусское "расчищение ментального неба", даосские "малый и большой небесный круги" и т.д. Я считаю, что каждый человек волен делать все, что он может или хочет, на то у нас и свобода выбора, только тот, кто забывает историю, обречен ее повторять вновь и вновь.
Медитацией для чайников здесь, возможно, будет так называемая техника изюминки.
Берете изюминку и для начала крутите ее в руке, трогаете ее пальцами, кладете на ладонь, даже можете потереть ее об ухо, чтобы почувствовать ее ребристость и структуру. Поднесите ее близко к глазам и хорошо рассмотрите, нюхайте ее, чтобы уловить все возможные запахи., покрутите ее в губах и затем медленно разжевывайте. Улавливайте вкус, плотность, а также свои мысли обо всем этом. Если от того как вы возьмете изюминку в руки и до того как вы ее проглотите пройдет 10 минут, вот вам и ваша первичная медитация. Делайте это каждый день в течение пары недель, и почувствуете как качество медитации сразу улучшится.
На самом деле перед медитацией лучше всего заняться дыханием, так как асаны все-таки рассеивают концентрацию потому, что потом чувствуешь напряжение и расслабление в различных частях тела и это приковывает внимание. Вот виньясы (перемещения) из одной позиции в другую в сочетании с кратковременными асанами, особенно в Аштанге йоге, считаются динамической медитацией и весь смысл в их синхронизировании с дыханием.
А если концентрироваться на дыхании, особенно дыхании огня или делать бандхи перед медитацией, особенно подъем диафрагмы, то медитация идет куда лучше. Все-таки многое зависит от снабжения мозга кислородом. Сам я медитацию никак не могу назвать пассивной. Настоящая медитация вовлекает всю нервную систему на таком уровне, что хотя мышцы и спокойны, весь организм может кардинально перестраивать свою работу.
Большинство учителей во всех нациях слепо следуют традиции, в которой их учили, и это ведет к тому, что я видел людей 30 лет практикующих, например, дзен или випассану, и на йоту не продвинувшихся в своем реальном духовном развитии. Но также я видел людей пару раз по пьяни решивших попрактиковаться в медитации и увидевших такие миры, что не могли прийти в себя несколько недель после этого. Все это показывает, что практика медитации очень индивидуальна, и так как существует около 20 основных типов медитации, и каждому следовало бы попробовать многие из них, чтобы почувствовать есть у него прогресс или нет.
Я, конечно, назову некоторые основные типы медитации, но проблема лежит не в названии, так как изнутри само ничего не приходит и все нужно культивировать, но прежде всего знать, что как делается и понимать, что если что-то не идет, то нужно менять тип медитации.
Медитации: дзадзен (опускаем осознание в низ живота), туммо, или кундалини, или крийя (культивируем тепло тела), в кундалини еще и проходимся по чакрам, випассана (расконцентрируем наше внимание так что пытаемся чувствовать одновременно все что происходит в теле в каждый момент времени), тратака (работаем с третьим глазом), дыхание-сознание (ритмически, с дыханием, расширяем наше осознание до потери ощущения границ), атма-вичара (самовопрошение, ищем корень всех вопросов), перевоспоминание (ремоделируем свое прошлое), пхова (создаем путь для входа и выхода сознания через макушку головы), очищение ментального неба (смотрим в темноту до появления осмысленных образов), а также техники Хосе Сильва.