Космическая субстанция содержит в себе три организовывающие качества: Саттва, Раджас, Тамас, которые по-разному манифестируются. В соответствии с космосом, Rajas — созидательный принцип Вселенной, Tamas — разрушающий принцип и Sattva — принцип энергии и жизни. Взаимосвязь всеобщей Души и космической субстанции приводит к созиданию — Раджас. Когда они отделяются снова друг от друга — распадается вместе с ними мир видений — Тамас, принцип разрушения. Саттва, принцип чистоты и безмолвия характеризует присутствие души в нас всех.
Так же как и вата, питта и капха принадлежат организму так и Sattva, Tamas, Rajas характеризуют наш разум. Думать, планировать и решать — активность Rajas в рассудке. Во время сна принадлежит разум Tamas, поскольку разум в этом состоянии закрыт новым знаниям и он занимается теми знаниями, которые были получены ранее. Качества Sattva приводят нас ко внутреннему равновесию, к истине, самодисциплине, контролю над чувствами и воплощению собственной личности, душе. Она является чистым элементом разума и доминирует, когда разум находится в состоянии медитации, принимает природу души и сливается с нею.
Избыток Rajas может ухудшить Вату. Много Tamas вредит Кафе. Sattva приводит к проницательности излучению энергии, которые, правда, являются качествами Питты. Избыток Ваты может привести к изнурению, нервозности и повышенной активности и тем самым усилить Rajas. Кто себя полностью посвящает спиритуальности, им будет руководить Sattva и он отойдет от Rajas. В нашей повседневной жизни Rajas играет большое значение, т.к. дает необходимую двигательную силу, чтобы выполнить наши обязательства. А Tamas в некоторых ситуациях подобна Rajas — сверхактивность из-за инертности. Только йог может себе позволить полностью посвятить себя Sattva, позволяющей пробудиться его собственному "Я". Кто же стоит в самой середине жизни, тот нуждается в во всех трех качествах в умеренном количестве. В основном же у нас больше Rajas и Tamas и меньше Sattvas, что приводит к разным психическим и сексуальным расстройствам.
К саттвическим продуктам относятся в основном молоко, кокосовое масло сливки, мед, миндаль, рис, мунг-бобы, Гхи (топленое масло по аюрведическому рецепту, которое можно купить аюрведа магазине), зерновые, овощи и сладкие фрукты.
Они содержат много питательных веществ, прану (жизненную энергию) и создают в организме Ojas, т.е. совершенный обмен веществ, придают сияние иммунитет, харизму, здоровье и красоту, как пишет врач кардиолог и аюрвед Doktor Kalpana Bandecar. Кстати, она имеет свой праксис в Ганновере.
Раджастные продукты с точки зрения аюрведы привлекают своим красно-желтым цветом. К ним относятся томаты, апельсины или яблоки. Одновременно с кислой, особенно соленой и острой пищей (перец чили, картофельные чипсы) имеется в виду также жареное, фритированное, мясо и морепродукты, повышающие Rajas. В умеренном количестве такие продукты увеличивают активность разума и полезны инертным людям. Но мы живем в такое время когда Rajas доминирует в наших чувствах. Уже в порядке вещей приходить сразу в раздражение итд. Кто регулярно употребляет такие продукты становится латентным носителем агрессии и понемногу теряет мягкость по отношению к ближнему. Почти все Fast food продукты заманивают вкусовыми искусственными прибавками и делают их таким образом неотразимыми для слабовольных и это является признаком повышенного Rajas когда люди питающиеся нормально в стрессовых ситуациях едят пиццу, дёнер, картофель фри.
Такое состояние прослеживается в переходном возрасте, климаксе, гормональном сбое. Кто же чувствительно и со вниманием относится к воздействию продуктов может действительно посредством еды управлять своими чувствами. Так допустим, мы можем чувствовать внутреннее беспокойство после достаточного употребления в пищу чили и сладостное чувство удовлетворения после свежего сладкого манго. Плохое настроение можно получить питаясь преимущественно консервами, красным мясом, грибами, чесноком и старым твердым сыром. По крайней мере такие продукты притупляют разум.
Чисто вегетарианские саттвические продукты являются пищей йогов. Если мы не хотим вести строгую жизнь йогов, то в аюрведа питании нет запрета мясу. Мясо и мясные бульоны в аюрведе употребляются особенно при повышенной вате (обычно стройные, худенькие , быстро утомляющиеся люди или в старости ослабленные) как медикаменты и в основном мясо диких животных или домашних, содержащихся в хороших условиях. Людям живущим в районах холодного крайнего севера нет причин становиться вегетарианцем, но в нашем цивилизированном обществе мы вполне можем отказаться от употребления мяса. В этом заключается и мораль. В аюрведе есть заповедь, которая гласит: " Кто не в состоянии убить животное, тому следует и от мяса его отказаться"
Дело в том, что мясо, а также само существо этого животного и его печальный опыт проникают в наш организм и уж точно не приятно принимать в себя смертельный страх, и стресс живущей, скажем, в заточении свиньи или агрессию напичканного гормонами быка.
Пища держит вместе разум и тело. Как и в гомеопатическом учении в аюрведе считают что информация содержащаяся в продуктах проникает в нашу душу. Если речь идет о просветляющих информациях, то наша душа соответственно будет реагировать. Так например сладкий, дающий влагу и радость виноград или стакан белоснежного молока совсем по-другому влияют на нас чем грибы, растущие в затхлой темноте или старый попахивающий сыр. Однако мамазные продукты и аюрведическая косметика назначаются в малых количествах для лечения бессонницы и успокоения.
Кто ест больше чем ему требуется или организм в состоянии переварить это количество, переводит саттвическую ценность пищи в чистую Tamas. Можно сказать что за этим стоит своего рода жадность или неудовлетворенный маленький ребенок в нас, которому никогда ничего не достаточно. Саттва означает уважать биодинамические возможности человеческого организма и вечером легко и меньше питаться, потому что пищеварительный тракт, так сказать, отдыхает. Если нет чувства голода или предыдущая пища еще не переварена, будет тогда тамасным и невежественным вновь приниматься за еду.
Это саттва, раджас и тамас. Качественным признаком саттвы является истина, красота, гармония. Раджас олицетворяет мощь, побуждение, а тамас — то, что задерживает движение, препятствует и противостоит ему. Возникновению жизни эмбрион обязан Jiva, потому что она вдохнула жизнь в космическую субстанцию. Jiva является "состоянием бодрствования," т.е. понятие того что само истинное самосознание индивидуума, как говорится в аюрведе, не является телом, а энергией или чисто душой. Душа — это чистый элемент, состояние бдения, просвещения, саттва.
Эмбрион до рождения находится в тамасном или не активном состоянии, изолированном от внешнего мира. Раджас характеризуется активностью в жизни, которая получает подпитку от тонкой внутренней энергии, текущей по каналам (Nadis). Для сохранения здоровья нам необходимо равновесие между саттвой, раджас и тамас. Здесь имеется в виду активность в мирской жизни, а если иметь в виду аскетизм, то, конечно, тогда следует идти по тропе саттвы и исключить раджас и тамас.
Есть три приоритета, которым согласно аюрведе нужно следовать
- Первым является сама Жизнь — стараться сохранить её и все делать для того, чтобы оставаться здоровыми.
- Во-вторых: соответствующий заработок для обеспечения необходимого существования иначе без средств долгая жизнь будет просто-напросто жалким существованием.
- Третьим приоритетом является найти в себе Самосознание, цель к бессмертию, пресечь круговорот от рождения к смерти чтобы слиться воедино с универсальной душой.
В нашей жизни большей частью доминирует раджас, потому что нам нужны деньги чтобы обеспечить себя, иметь крышу над головой, обеспечивать себя продуктами питания, получить образование итп. Все это приводит к тому что появляются желания побольше заработать, построить дом, приобрести машину, дорогие лакомства, индийская косметика, аюрведический массаж и другие предметы комфорта. Зависть, ревность, лень, причинять боль или убивать, обманывать, красть итд являются тамасной частью разума. Превозмочь потребности мирской жизни, владение своими чувствами и все делать чтобы удерживать себя от гнева и злости, а также не стараться удержать при себе людей и предметы, быть свободными от алчности и желания наживиться — является саттвой.
В нашей повседневной жизни преобладает раджас, но и тамас играет также роль. Тамас как бы уравновешивает в определенных ситуациях раджас — за переутомлением следует отдых или лень. мы не можем жить без тамас, даже, если мы соблюдаем мораль. Есть мясо означает убивать и причинять боль. Бывают времена, когда приходится применять ложь чтобы выйти из какой-то ситуации или просто сохранить свое лицо. Саттва также является частью нашей жизни, потому что все мы стремимся найти свой внутренний покой и обращаемся к религии, природе или в другой форме ищем умиротворение.